Перспективное планирование по гражданскому и патриотическому воспитанию на 2021 -2022 гг.pdf

это разные виды искусст­ва. Патриотическая песня, пейзаж, стихи, особая эстетика на­родной культуры, архитектурные ансамбли,
виды природы затрагивают и формируют те струны души, которые отзываются вдали от Родины ностальгией, а в её пределах радостью.
Патриотическое воспитание начинается с момента рождения ребёнка и происходит в значительной своей части на уровне
эмоционально ­ образного запечат­ления, которое в более старшем возрасте подкрепляется осмыслением своего места в жизни общества,
родной страны. Патриотическое воспитание создаёт предпосылки гражданского поведения.
Гражданское воспитание состоит в формировании активной ответственной социальной позиции участника и созидателя
общественной жизни. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том
виде, в котором она существует в данный исторический момент. Гражданское поведение предполагает сформированность определённых
черт личности — активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т. п.
Гражданское воспитание можно рассматривать как составную часть социализации личности. В ходе этой социализации происходит
идентификация маленького человека со своим народом, большим сообществом граждан страны. В дошкольном возрасте можно говорить о
формировании начал гражданственности как основы позиции личности, человека по отношению к своей Родине, своей стране. Главная
конечная цель гражданского воспитания — подготовка к ответственному участию в политической жизни страны. Его суть заключается в
усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни
демократического общества.
Таким образом, гражданское воспитание складывается из нескольких направлений работы, в ходе которых формируются:
— позитивные модели поведения в природе и обществе;
— позитивное и ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
— начальные знания о жизни человека в сообществах;
— определённые личностные качества;
— коммуникативная компетентность;
— навыки работы с информацией. Поясним каждую из этих составляющих.
Позитивные модели поведения предполагают, что человек способен: — разрешать конфликтные ситуации нормативными способами;
— учитывать позиции, желания, потребности других людей; — произвольно контролировать своё поведение и управлять им.
Отношение к себе и окружающим, к природе включает:
— способность воспринимать и оценивать последствия собственных действий и действий других людей, а затем и прогнозировать их;
— осознание ответственности за совершаемые действия, в том числе экологической ответственности за будущее планеты и людей;
— способность принимать других людей с особенностями их характера, религии, внешнего вида, привычек и т. п.; уважение к
правам других, терпимость.
Под личностными качествами имеется в виду:
— активность, инициативность, самостоятельность;
— способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.
Коммуникативная компетентность предполагает:

— умение использовать переговоры; находить компромиссы; излагать ясно свои предложения, вопросы, претензии и пожелания;
применять голосование при решении коллективных проблем;
— способность активно защищать свои права и права других людей;
— умение выражать несогласие и отстаивать свои убеждения. Навыки работы с информацией означают, что человек умеет:
— самостоятельно находить и получать информацию из разных источников (книг, газет и журналов, телевидения и радио, видео),
анализировать и использовать её, а также представлять информацию («эффективная речь»).
Демократия на сегодняшний день — единственная изобретённая человечеством форма организации общественной жизни, которая
реализует равенство прав людей и гуманистические ценности и идеалы, сформированные европейской культурой XX в.
Каждый человек ощущает себя индивидуальным существом и хочет, чтобы именно так его воспринимали другие, чтобы они уважали
его индивидуальность.
Характерно, что по запросу родителей в настоящее время на первый план выдвигается именно индивидуальный подход к ребёнку. В
дошкольном возрасте данная задача решается преимущественно в старшем дошкольном возрасте, поскольку ведущая роль принадлежит
когнитивным компонентам.
Таким образом, результатом освоения данной программы является обеспечение социально – воспитательного эффекта: воспитание
будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России,
поскольку нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач современного дошкольного образования.
Работа по данному направлению воспитания детей включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и уважения к малой родине, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитание бережного отношения к природе и всему живому, восхищение ее красотой;
-воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование уважения к родной культуре и гордость за нее; приобщение к
достижениям отечественной культуры (искусство, науки, техники), ставшими вкладом в мировую культуру;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), органами власти;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в быту – так как
воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок
знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по данному направлению работы в воспитании детей представлена следующим образом: семья,
детский сад, родная улица, родной поселок (город), страна, столицы, символика, права и обязанности гражданина (Конституция, органы
власти).
Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах детского
сада.

Ожидаемые результаты
Дети средней группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знание домашнего адреса, умение составлять короткий рассказ о семьи;
из раздела родная природа: знать названия времен года, диких животных, умение рассказывать о характерных признаков зверей, птиц, умение называть
зимние забавы;
из раздела родной поселок (город): название родного поселка (города), умение узнавать их достопримечательности, знать виды городского транспорта;
из раздела родная страна: знание названя нашей страны, знание государственных символов;
из раздела родная культура: знание праздников и русских народных праздников, знание предметов декоративно-прикладного искусства.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется.
Детей старшей группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знание домашнего адреса, умение рассказывать о семейных традициях и короткий рассказ о
семье;
из раздела родной поселок (город): знать название родного города, домашний адрес, профессии родителей, знание сотрудников детского сада, название
достопримечательностей города, виды городского транспорта;
из раздела родная природа: название времен года, название диких животных, знание зимующих и перелетных птиц, название растительности;
из раздела родная страна: знание название нашей страны, знать государственные символы России и умение узнавать их среди других;
из раздела родная культура: знание народных праздников и их названия, знание русских народных праздников, знание русских народных пословиц и
поговорок о Родине, знание предметно – декоративного искусства.
Детей подготовительной к школе группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знать домашний адрес, умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;
из раздела родная природа: название растений, животных и птиц разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников,
Красной книги РФ;
из раздела родной поселок (город): знание название родного города, символы города их значение, знание народов, населяющих родной город, знание
животных, птиц и растений родного края;
из раздела родная страна: название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание образцов русских народных промыслов, знание
климатических зон РФ, название крупных городов и рек России, знание народов, населяющих РФ, знание символического значения государственных
символов России, органов власти, знание о столице России, знание прав и обязанностей гражданина РФ.

МЕСЯЦ
Сентябрь

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/подготовительная группа/
НАЗВАНИЕ
1.
2.
3.
4.

Моя семья
Я люблю свой детский сад и район, где я живу
Малая родина. За что мы любим свой поселок и город.
История возникновения герба родного города

Октябрь

1.
2.
3.
4.

Флора и фауна родного края
Знаменитые земляки
Мир вокруг нас
Разноцветные люди

Ноябрь

1.
2.
3.
4.

Наша страна – Россия
Как жили славяне
Богатыри земли русской
Русские народные промыслы

Декабрь

1.
2.
3.
4.

Климатические зоны России
Жизнь людей на Севере
По Новогодней карте
По Новогодней карте

Январь

1.
2.
3.

Русский лес – чудесный лес
Что такое заповедник?
Голубые реки России

Февраль

1.
2.
3.
4.

Какие народы живут в России
Государственные символы России – флаг, гимн
Государственный символ России – герб
День защитников Отечества

Март

1.
2.
3.
4.

Моя мама
Масленица
Главный город нашей страны
История Московского Кремля

Апрель

1.

Города России

Май

МЕСЯЦ
Сентябрь

2.
3.
4.

Наши космонавты
Знаменитые россияне
Знаменитые спортсмены России

1.
2.
3.

День Победы
Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ.
Мы – патриоты. Итоговая диагностика по программе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/старшая группа/
НАЗВАНИЕ
1.
2.
3.

Моя семья
2-3 Моя родословная
4. Мое имя

Октябрь

1.
2.
3.
4.

Мой любимый детский сад
Кто заботится о нас
Маленький город – детский сад
Экскурсия по детскому саду

Ноябрь

1.
2.
3.
4.

Мой любимый город
Моя улица
Городские здания
Транспорт нашего города

Декабрь

Январь

Февраль
Март

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.

Викторина «Знаешь ли ты свой город»
Растительный и животный мир родного края
Новый год у ворот
Новогодний праздник
Мы – россияне
Россия – наша Родина
Государственные символы России: герб, гимн, флаг

1-2. Москва – главный город нашей Родины
3-4. Наши Защитники (ко Дню Защитника Отечества)
1-2. Мама – первое слово

Апрель
Май

МЕСЯЦ
Сентябрь

3-4. «Жаворонки»
1-2. Наши космонавты
3. О творчестве А. С. Пушкина
4. Город – герой Москва
1. Этот День Победы
2. Итоговое занятие – викторина «Что мы знаем о России»
3. 3-4. Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/средняя группа/
НАЗВАНИЕ
1.
2.
3.
4.

Детский сад
Труд взрослых в детском саду
Наша группа
Помощник воспитателя

Октябрь

1.
2.
3.
4.

Мой дом
Моя квартира
Один дома
Моя семья

Ноябрь

1.
2.
3.
4.

Мой родной город
Город. Село.
Труд взрослых в родном городе
Транспорт родного города

Декабрь

1.
2.
3.
4.

Районы моего города
Улицы родного города
Моя улица
Новогодний праздник

Январь

1.
2.
3.

Русский национальный костюм
Русская матрешка
Дымковские игрушки

Февраль

1.
2.

Наша Родина – Россия
Наша армия родная

3.

День Защитника Отечества

Март

1.
2.
3.
4.

Праздник 8 Марта
Семья и Дом
Магазины
Я узнаю себя

Апрель

1.
2.
3.
4.

Государственные символы России – флаг
День Космонавтики
Государственные символы России – герб
Государственные символы России – гимн

Май

1.
2.
3.

День Победы
Памятники защитникам Родины в нашем городе
3 – 4. Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе.
ЛИТЕРАТУРА

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
Р. А. Жукова «Правовое воспитание» /старшая и подготовительная группы/. Разработки занятий.
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников /средняя, старшая, подготовительная группа/.
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Я – ребенок, и я… и я имею право!...»
Т. В. Иванова «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» /подготовительная группа/
Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/
Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
В. А. Степанов «Стихи о России».
Л. Ю. Татаринкова «Права маленького гражданина».
В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
«Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до
наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая:
«На службе Отечеству. Выдающиеся личности».

Перспективное планирование в подготовительной группе
ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Моя семья

2-я неделя

Я люблю свой детский сад
и район, где я живу

3-я неделя

Малая родина. За что мы
любим свой поселок /
город

4-я неделя

История возникновения
герба родного города

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Флора и фауна родного
края

2-я неделя

Знаменитые земляки

СЕНТЯБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Закрепить знание детей о своей семье, Разгадывание ребуса «7Я»; работа над понятием «семья». Обсуждение
своих близких; о семейных праздниках, рассказа В. Драгунского «На садовой большое движение». Беседы с детьми об
традициях
их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Лепка «Посуда для моей семьи»
Рисование «Моя семья»
Изготовление панно «Моя семья». (Я – в середине, а по лучам члены семьи)
Расширять представление детей о Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; рассказы об
детском саде; о районе
исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы
улицы). Рассматривание фотографий. Экскурсия детей вместе с родителями по
району. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в
детский сад)
Уточнить представления детей о Экскурсия по родному городу (с родителями); рассматривание иллюстраций,
родном
городе.
Формировать открыток, фотографий с видами родного города.
понимание выражения «Малая родина». Фотовыставка «Я в родном городе»
Воспитывать
гражданско- Д/и «Что в родном городе есть»
патриотические чувства. Закрепить Рисование «Любимый город»
знания детей о достопримечательностях
родного
города.
Формировать
гражданско-патриотические чувства.
Закрепить и обобщить знания детей о Беседы о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций
символе родного города – гербе. герба родного города.
Формировать уважительное отношение
к гербу, познакомить детей с
символическим
значением
герба.
Воспитывать
гражданскопатриотические чувства.
ОКТЯБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Уточнить представления детей о Беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций,
животном и растительном мире целевые прогулки. Экскурсия (вместе с родителями в краеведческий музей г.
родного края.
Ногинск).
Познакомить детей со знаменитыми Беседы о знаменитых земляках.
земляками, людьми, которые своим Рисование: «Моя профессия»
трудом способствуют процветанию

3-я неделя

Мир вокруг нас

4-я неделя

Разноцветные люди

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Наша страна - Россия

2-я неделя

Как жили славяне

3-я неделя

Богатыри земли русской

4-я неделя

Русские народные
промыслы

города. Воспитывать уважение к их
труду и подвигам, желание быть на них
похожими.
Формировать у детей представление о Занятия, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов
мире, разных странах мира, России, разных стран, знакомство с глобусом.
себе, как о полноправных гражданах Д/и «Иностранец», «Кто в какой стране живет»
России.
Воспитывать
в
детях П/и детей разных стран.
гражданско-патриотические чувства.
Воспитывать
уважительное, Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений,
дружелюбное отношение детей к литературных произведений.
людям
разных
национальностей. Рисование: «Разноцветные дети»
Развивать
коммуникативные Д/и «Иностранец», «Наша планета»
способности, продолжать формировать П/и детей разных стран
у детей представление о мире и разных
странах, о детях, населяющих эти
страны, об их общности и различиях.
Доказать сходство всех детей в мире
независимо от их национальности.
НОЯБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Формировать в воображении детей Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок;
образ Родины, представление о России рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.
как о родной стране, воспитывать Беседа о березке – символе России.
чувство любви к своей Родине,
закрепить название родной страны
«Россия».
Познакомить
детей
с
историей Занятия, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин;
возникновения Руси, с жизнью наших пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским народным костюмом,
предков, с условиями их быта и с предметами русского народного быта.
культурой.
Обобщить знания детей об истории Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские
возникновения Руси, познакомить с народные подвижные игры. Рассматривание картины Васнецова «Три
русскими былинными богатырями, с богатыря».
тем как наши предки защищали свою
Родину.
Воспитывать
чувство
восхищения
подвигами
русских
богатырей.
Закрепить и обобщить знания детей о Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные
русских
народных
промыслах, игры, игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, калининскими,

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Климатические зоны
России

2-я неделя

Жизнь людей на Севере

3-я, 4-я
недели

По Новогодней карте

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Русский лес – чудесный
лес

2-я неделя

Что такое заповедник?

средствами эстетического воспитания каргопольскими игрушками.
формировать
чувство
восхищения Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов.
творениями народных мастеров.
Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д.
ДЕКАБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Обобщить
знания
детей
о Занятия, знакомство с географической картой России.
климатических
зонах
Российской Д/и «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост,
Федерации.
Воспитывать
чувство чья голова».
гордости за необъятные просторы
нашей Родины. Побуждать детей
восхищаться красотой родной природы.
Познакомить детей с особенностями Занятие, беседы о жизни северных народов; рассматривание иллюстраций,
жизни людей на Севере: с природными чтение стихотворений, художественной литературы.
условиями, погодой, животным и
растительным
миром,
занятиями
коренных
жителей.
Формировать
чувство уважения к жизни и труду
людей в тяжелых климатических
условиях.
Рассказать детям о том, что наши Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и
предки умели и любили веселиться, воображаемое путешествие по карте.
напомнить, что обычно праздник Беседа о новогодних символах.
начинается торжественно, потом под Рассказ о новогодних обычаях.
музыку водят хороводы, поют песни, Сооружение построек из снега.
пляшут, затевают игры.
Акция «Поможем птицам зимой».
Оформление группы к празднику. Новогодний утренник.
Рисование: «Праздник елки в детском саду», «Письмо Деду Морозу».
ЯНВАРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Уточнить и систематизировать знания
детей о растительном и животном мире
русского леса. Побуждать детей
восхищаться красотой родной природы.
Воспитывать патриотические чувства.
Познакомить детей с назначением
природных заповедников, «Красной
книгой»;
воспитывать
бережное
отношение к природе, патриотические

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций.
Д/и «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого
какой домик», «Зеленая аптека».
Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с
изображением редких животных.
Рисование: «Красная книга России»

3-я неделя

Голубые реки России

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Какие народы живут в
России

2-я неделя

Государственные
символы России – флаг,
гимн

3-я неделя

Государственный символ
России - герб

4-я неделя

День защитников
Отечества

чувства.
Познакомить детей с названиями Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций.
крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных
Енисей,
Ангара,
озеро
Байкал. обитателей.
Формировать понимание значимости
воды для жизни всего живого.
Побуждать детей бережно относиться к
природным богатствам России.
ФЕВРАЛЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Познакомить
детей
с
разными
народами,
населяющими
РФ.
Воспитывать
уважительное,
доброжелательное
отношение
к
многонациональной культуре нашей
Родины. Закрепить и обобщить знания
детей о народах, населяющих Россию:
русских, татарах, чувашах, чукчах,
мордве. Побуждать детей уважительно
относиться к культуре разных народов,
любоваться
образцами
народноприкладного творчества.
Закрепить
знания
детей
о
государственных символах РФ: гимне,
флаге. Формировать уважительное
отношение
к
государственным
символам,
понимание
того,
что
государственные символы призваны
объединять людей, живущих в одной
стране.
Закрепить и обобщить знания детей о
символическом
значении
герба.
Показать тесную связь современной
государственной
символики
с
фольклором и народным декоративноприкладным искусством.
Формировать чувство уважения к
Вооруженным силам России, к подвигу

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворений, художественной литературы.
П/и разных народов РФ.

Занятие, беседы о государственных символах России, рассматривание
изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в
ходе прогулок (с родителями), на каких зданиях можно увидеть
государственные символы.
Д/и «Узнай наш флаг»
Аппликация: изготовление флага РФ.
Рисование флага РФ.
Занятие, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание
изображений государственного герба.
Д/и «Узнай наш герб»

Праздник «День защитников Отечества»; изготовление подарков для пап и
дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск:

наших соотечественников по защите сухопутных, военно-морских, воздушных.
Родины.
Д/и по выбору воспитателя.
МАРТ
ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Моя мама

2-я неделя

Масленица

3-я неделя

Главный город нашей
страны

4-я неделя

История Московского
Кремля

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Города России

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Воспитывать добрые, нежные чувства к Утренник «Мамин день»; рассматривание фотографий знаменитых россиянок,
своим мамам, познакомить детей с изготовление подарков для мам и бабушек.
женщинами,
в
разные
годы Фотовыставка «Моя мама»
прославившими нашу страну в области Рисование: «Мама дома», «Мама на работе», «Портрет мамы»
искусства,
науки,
спорта,
космонавтики.
Средствами эстетического воспитания Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении
познакомить детей с народными блинов, чучела Масленицы.
традициями
встречи
весны,
с Рисование: «Встреча весны»
празднованием
Масленицы. Спортивные состязания.
Познакомить детей с образцами
русского
народного
поэтического
фольклора.
Уточнить знания детей о столице РФ. Занятие, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями
Формировать представление о Москве Москвы.
как о главном городе России. Фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков.
Познакомить детей с историческими и
современными
достопримечательностями
столицы
России. Побуждать детей восхищаться
ее красотой. Воспитывать гражданскопатриотические чувства.
Познакомить детей с историческим Занятие, рассматривание иллюстраций про древнюю Москву.
прошлым Москвы, с тем, как строилась Чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и
Москва, кто ее основал, чем занимались современного Кремля.
ее жители. Подчеркнуть историческую Рисование на тему: «Древняя Москва»
значимость древнего русского города Выставка детских рисунков на тему: «Московский Кремль»
для
России.
Воспитывать
патриотические чувства. Побуждать
детей восхищаться красотой Кремля.
АПРЕЛЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Познакомить детей с такими городами

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие, рассматривание иллюстраций с видами городов.

2-я неделя

Наши космонавты

3-я неделя

Знаменитые россияне

4-я неделя

Знаменитые спортсмены
России

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
День Победы

2-я,
3-я недели

4-я неделя

Что значит быть
гражданином? Права и
обязанности гражданина
РФ.

Мы – патриоты. Итоговая
диагностика по

РФ, как Санкт-Петербург, Новгород,
Новосибирск и т.д. Формировать
представление о том, что Россия –
огромная страна. Воспитывать чувство
гордости за свою родную страну.
Дать детям представление о строении
Солнечной системы, звездах, планетах,
о полете человека в космос.

Чтение литературных произведений о городах России.

Беседа на тему: «Человек на Луне» (рассказы о космонавтах).
Наблюдения: Восход и заход Солнца. Смена дня и ночи. Ночное небо: звезды
(с родителями). Луна, какая она (с родителями).
Рисование: «Ночное небо», «Земля наш дом», «Ракета».
Занятие, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий
знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений,
стихов.

Познакомить детей со знаменитыми
россиянами,
своими
делами
и
подвигами, прославившими страну.
Сформировать понимание значимости
их деятельности для страны.
Познакомить детей со знаменитыми Занятие, беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций.
российскими спортсменами в разных Подвижные спортивные игры на улице.
видах
спорта.
Формировать
уважительное
отношение
к
их
спортивным
достижениям.
Подчеркнуть, что такие люди –
«настоящие граждане своей страны».
Объяснить, что значит слово «патриот».
МАЙ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Обобщить и систематизировать знания
детей
о
подвиге
наших
соотечественников в годы Великой
Отечественной войны. Воспитывать
патриотические чувства.
Уточнить представления детей о
России
как
о
родной
стране.
Воспитывать
гражданскопатриотические чувства, уважение к
государственным символам России.
Объяснить понятия «гражданство»,
«гражданин».
Обобщить и систематизировать знания
детей по программе. Формировать

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, беседы о подвигах людей во
время ВОВ.
Рисование: «День Победы»
Занятие, беседы о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с
Конституцией России.
Д/и «Узнай наш герб (флаг)»

Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.
Фотовыставки, выставки детских рисунков.

программе.

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Моя семья

2-я, 3-я недели

Моя родословная

4-я неделя

Мое имя

уважительное отношение к родной
стране.
Воспитывать
гражданскопатриотические чувства.

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Мой любимый детский сад

2-я неделя

Кто заботится о нас?

Дидактические игры.

Перспективное планирование в старшей группе
СЕНТЯБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Закреплять знания у детей о самих себе, о Занятия, беседы с детьми на тему: «Где мы отдыхали летом»,
своей семье, воспитывать ласковое и рассматривание фотографий, организация фотовыставки; составление
чуткое отношение к самым близким рассказов по картинам из серии «Моя семья»; работа над понятием
людям, потребность радовать своих «родня».
близких добрыми делами.
Чтение Я. Акима «Моя родня», «Кто кому что»; Р. Газматов «Мой
Углублять знания о своей семье, дедушка»; И. Рыбкина «Про папу»; В. Драгунский «Сестра моя
родословной. Поощрять к рассказам о Ксения» (отрывок).
семейных
событиях,
традициях, Составление генеалогического дерева семьи.
праздниках, обращать внимание на Сюжетно-ролевая игра «Семья».
необходимость участия в них самих детей. Рисование: «Моя семья», «Моя мама», «Это я».
Закреплять знания детей о том, что
обозначают их имена, имена их родителей,
объяснить понятия «имя», «отчество»,
«фамилия».
ОКТЯБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Расширить представление детей о д/с;
закреплять знания о времени пребывания
ребят в д/с, о том чем занимаются дети;
люди каких профессий работают в д/с;
воспитывать бережное отношение к д/с;
формировать
дружеские
взаимоотношения, уважение к старшим.
Расширять знания детей о труде
сотрудников д/с (медсестра, воспитатель,
работник прачечной, повара, методист,
заведующая); закрепить знания о том, в
чем заключается их работа, отметить
важность их труда; воспитывать уважение
к сотрудникам д/с, желание им помочь,

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы с детьми; изготовление поделок из природного и
бросового материала в подарок детям младшей группы; пение песен и
чтение стихотворений о детском саде, о детях.
Развивающие игры: «Все работы хороши», «Что когда происходит?»
(режим дня), «Угадай что изменилось».
Лепка: «Посуда для кукол», «Праздничный стол».
Аппликация: «Машинки, в которые мы играем», «Украсим нашу
группу» (панно), «Веселые куклы».
Рисование: «Мой любимый детский сад», «Мои друзья».
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья».

3-я неделя

Маленький город – детский
сад

4-я неделя

Экскурсия по детскому
саду

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Мой любимый поселок
/город

2-я неделя

Моя улица

доставить радость.
Рассказать, что в городе много разных
зданий, детских садов. В д/с очень уютно,
красиво. Садик – как маленький город, там
есть участки, где дети играют, маленький
стадион, где дети занимаются спортом,
есть цветники; дети берегут и любят свой
маленький город – детский сад.
Расширять представления детей о д/с;
отметить как там красиво и аккуратно;
формировать бережное отношение к д/с;
познакомить с детьми младшего возраста;
учить бережно относиться к малышам;
расширять
представления
детей
о
территории д/с; учить поддерживать
чистоту и порядок; воспитывать желание
помогать
взрослым
ухаживать
за
растениями
(пропалывать
цветники,
поливать, рыхлить почву); рассказать
детям почему группы в д/с называются поразному (младшая, средняя, старшая,
подготовительная и др.); расширять
представления детей о разных помещениях
в д/с, о том, что делают дети, когда туда
приходят.
НОЯБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Уточнить
знания
детей
о
достопримечательностях родного поселка
/города; рассказать о том, что такое герб,
гимн, флаг; объяснить символику города.
Рассказать о происхождении названий
улиц. Формировать у детей интерес к
своей малой родине, улицам, жилым
домам, закрепить знание домашнего
адреса, учить детей правилам безопасного
перехода через дорогу, обогащать словарь
детей
словами:
газон,
тротуары,
пешеходный переход, пешеходы, проезжая

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о родном городе, родной улице; беседы о городской
архитектуре, о городских зданиях; о видах транспорта в нашем городе.
Рассматривание иллюстраций и фотографий, рассматривание открыток
с видами города.
Пословицы и поговорки о дружбе и о доме; чтение стихотворений и
загадок о ПДД.
Дидактические игры: «Жилое – нежилое», «Из чего построен дом»,
«Мой этаж», «Мой домашний адрес», «Я начну, а ты продолжи»
(правила поведения в городе), «Кто больше назовет» (правила
дорожного движения в городе)
Рисование: «Моя родная улица», «Мой дом», «Мое любимое место в
городе», «Машины на нашей улице». Составление схемы с родителями

3-я неделя

Городские здания

4-я неделя

Транспорт нашего
поселка/города

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Викторина «Знаешь ли ты
свой поселок /город»
Растительный и животный
мир родного края.

2-я неделя

3-я неделя

Новый год у ворот

4-я неделя

Новогодний праздник

часть. Воспитывать в детях дружелюбное
отношение друг к другу, желание играть
вместе, общаться, дружить, развивать
коммуникативные навыки.
Познакомить детей с разными видами
городских зданий, их назначением,
объяснить, что дома бывают жилые и
нежилые, пополнять словарь: школа,
библиотека,
парикмахерская,
аптека,
больница, банк, магазин; познакомить
детей с сооружениями культуры и досуга,
их назначением.
Обобщить
и
систематизировать
представления детей о способах и
особенностях передвижения человека;
уточнить и расширить представления о
правилах поведения в транспорте.
ДЕКАБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Закрепить знания детей о родном городе,
его достопримечательностях, транспорте.
Расширять представления детей о природе
и животном
мире родного края.
Воспитывать патриотические чувства,
побуждать детей восхищаться красотой
родной природы, формировать основы
экологического мировоззрения.
Формировать
первоначальные
представления об обычаях и традициях
разных
народов,
познакомить
с
новогодними традициями России и других
стран;
формировать
гражданскопатриотические
чувства.
Пополнять
словарь названиями стран: Япония,
Болгария, Германия и др.
Средствами эстетического воспитания
побуждать детей радоваться новогодним
праздникам, восхищаться нарядной елкой,
воспитывать желание дарить подарки

«Моя дорога в детский сад».
Аппликация: «Кто самый быстрый?». Найти в журналах, на открытках
или нарисовать несколько видов транспорта, располагая их в
зависимости от движения: от самого медленного к самому быстрому
(домашнее задание).
Конструирование: «Подъемный кран», «Тележка».
Сюжетно-ролевые игры на дорожной разметке на участке детского
сада.

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о растениях и животных родного края, рассматривание
фотографий, открыток с видами родной природы; беседы о животных
родного края, рассматривание иллюстраций с изображением животных,
птиц, насекомых.
Беседы о людях разных национальностей, рассматривание
иллюстраций.
Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек;
загадки про животных.
Чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание
фольклорных песен по теме.
Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек,
подарков для родных.
Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывают
кустарники», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека», «У кого
какой домик», «Узнай по описанию».
Рисование: «Новогодний подарок», «Новогоднее представление»,
составление письма Деду Морозу (рисунок).
Аппликация: «Елка», «Фонарик».

своим близким.
ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Мы - россияне

2-я неделя

Россия – наша Родина

3-я неделя

Государственные символы
России: герб, гимн, флаг.

ДАТА
1-я, 2-я недели

ТЕМА НЕДЕЛИ
Москва – главный город
нашей Родины.

ЯНВАРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сформировать в воображении детей образ
Родины;
формировать
у
детей
представление о России как о родной
стране, чувство любви к своей Родине,
закрепить название родной страны
«Россия».
Расширять знания детей о Родине, вызвать
интерес к прошлому, настоящему и
будущему России. Познакомить детей с
понятием большая и малая Родина.
Закрепить и обобщить знания детей о
государственных символах России – гербе,
гимне, флаге; сформировать уважительное
отношение к государственным символам,
познакомить детей с символическим
значением герба РФ, цветов флага.

ФЕВРАЛЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Познакомить детей с главным городом
России
–
Москвой.
Формировать
представление о Москве как о столице
нашей Родины, самом большом и
красивом городе, в котором работают
правительство РФ. Побуждать детей
восхищаться
красотой
Москвы,
интересоваться ее историческим прошлым,
современными
достижениями.
Воспитывать патриотические чувства.

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, чтение стихотворений о Родине; пословицы и поговорки о
Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими
зонами России; рассматривание репродукций картин о родной природе;
рассматривание иллюстраций, открыток с видами разных городов
России; рассматривание изображений государственного герба и флага
РФ.
Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
Д/и «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
Аппликация: «Наш флаг»
Рисование: «Моя Родина», «Российский флаг».

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие, рассматривание открыток с видами Москвы, рассматривание
Красной Площади, Кремля, прослушивание стихов, литературных
произведений о Москве, рассказы детей, побывавших в Москве.
Разучивание песен, стихов, инсценировок к Дню Защитника Отечества,
чтение художественной литературы.
Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москве – реке».
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Д/и «Кто такие военные»

3-я, 4-я недели

Наши защитники (ко Дню
Защитника Отечества)

ДАТА
1-я, 2-я недели

ТЕМА НЕДЕЛИ
Мама – первое слово

3-я, 4-я недели

«Жаворонки»

ДАТА
1-я, 2-я недели

ТЕМА НЕДЕЛИ
Наши космонавты

3-я неделя

О творчестве А. С.
Пушкина

Формировать
чувство
уважения
к
защитникам
Родины,
развивать
патриотические чувства.
МАРТ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Средствами эстетического воспитания
формировать в сознании детей образ
мамы, как самого дорогого человека.
Побуждать детей восхищаться красотой,
добротой матери, ценить ежедневную
заботу мамы о своей семье. Воспитывать
духовно-нравственные чувства.
Средствами эстетического воспитания
побуждать детей восхищаться красотой
русской природы весной, познакомить с
фольклорными
образцами
народного
творчества: песнями, танцами, народными
традициями встречи весны.
АПРЕЛЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Дать детям представление о космосе, о
людях, которые летают в космос, о первом
человеке космонавте.
Познакомить детей со знаменитым
соотечественником – А. С. Пушкиным.
Побуждать
детей
восхищаться
его
творчеством. Воспитывать интерес к его
произведениям.

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседа о мамах, составление рассказов на тему: «За что я
люблю свою маму. Как я помогаю ей».
Утренник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений о маме,
инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибутов
для украшения музыкального зала к утреннику.
Рисование портрета «Моя мама».
Занятия – развлечения для детей и родителей. Разучивание
фольклорных песен, танцев.
Выставка детских рисунков «В окно повеяло весною».

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, рассказ воспитателя о космосе, космонавтах; беседа о том, что
в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому
у них все получается.
Игра «Космонавты».
Рисование на данную тему.
Д/и «Космос».
Занятие, рассматривание репродукций, портретов А. С. Пушкина,
прослушивание стихов, сказок, рассматривание иллюстраций к ним.

4-я неделя

Город – герой Москва

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Этот День Победы

2-я неделя

Итоговое занятие –
викторина «Что мы знаем о
России»

3-я, 4-я недели

Итоговая диагностика
уровня знаний детей по
программе

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Детский сад

Познакомить детей с обороной Москвы в
годы Великой Отечественной войны,
формировать
понимание
значимости
патриотического подвига граждан всей
страны по защите главного города страны
от врагов.

МАЙ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Формировать
чувство
уважения
к
защитникам
Родины,
развивать
патриотические чувства.
Обобщить и систематизировать знания
детей
о
России,
формировать
уважительное
отношение
к
государственным символам, закрепить
названия крупных российских городов и
рек, названия народных промыслов. Знать
имена деятелей науки и искусства,
воспитывать
любовь
к
Родине,
гражданско-патриотические чувства.
Обследование детей на определение
итоговых знаний по программе.

Рисование «Сказки Пушкина».
Занятие, прослушивание стихов, литературных произведений о Москве
в годы Великой Отечественной войны.

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие «День Победы».
Разучивание стихов, песен, инсценировок. Чтение художественной
литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой
Отечественной войны.
Занятие – викторина, чтение стихотворений, литературных
произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про
народные декоративно-прикладные промыслы.
Д/и «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг», другие д/и по выбору
воспитателя.

Перспективное планирование в средней группе
СЕНТЯБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Воспитывать в
детях
дружелюбное Занятия, беседы о д/саде, о дружбе, работе взрослых в д/с. Экскурсия
отношение друг к другу, желание играть по д/с, наблюдения за трудом сотрудников, беседы с ними.
вместе, общаться, дружить, развивать Пословицы и поговорки о дружбе. Пословицы о труде. Пословицы о
коммуникативные навыки.
труде.

2-я неделя

Труд взрослых в детском
саду

3-я неделя

Наша группа

4-я неделя

Помощник воспитателя

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Мой дом

2-я неделя

Моя квартира

3-я неделя
4-я неделя

Один дома
Моя семья

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Мой родной поселок/город

Воспитывать
уважительное,
дружелюбное отношение детей друг к
другу, к сотрудникам д/с, развивать
коммуникативные способности, желание
помогать взрослым, закрепить знания
профессий сотрудников д/с.
Расширять знания детей о помещении
группы, подводить к пониманию того, что
все в группе сделано руками людей, надо
относиться ко всему бережно.
Расширять знания
детей
о труде
помощника
воспитателя;
воспитывать
бережное отношение к чистоте и порядку в
группе, формировать желание помогать
взрослым.
ОКТЯБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Воспитывать в детях гуманные чувства по
отношению к своему дому, желание
рассказать о нем своим друзьям, закреплять
понимание духовной ценности домашнего
очага для каждого человека.
Познакомить с терминами «квартира»,
«адрес»
Закреплять правила поведения дома
Воспитывать в детях добрые, нежные
чувства к членам своей семьи, закреплять
знания детей о своем имени, именах своих
родных, коротко рассказывать о своей
семье; привить потребность радовать своих
близких.

НОЯБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Закрепить название родного города,

Лепка «Игрушки в д/с».
Аппликация «Красивая посуда».
Рисование: «Мой друг», «Воспитатель», «Дети на прогулке».
Подвижные и развивающие игры: «Давайте познакомимся», «Назови
себя», «Что есть в нашей группе», «Ищем клад», «Из чего сделаны
наши игрушки», «Друг – дружок, узнай голосок».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Напои куклу чаем».

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о доме, членах семьи, семейных традициях, семейных
праздниках, семейном отдыхе.
Составление рассказов по картинам из серии «Моя семья», «Мы
отмечали праздник», «Маленький помощник», «У нас в гостях
бабушка», «Хочу быть как папа», «Хочу быть как мама».
Разучивание пословиц о родном доме.
Чтение сказок «Теремок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»,
«Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят».
Развивающие игры: «А кто такой», «Кому что надо?» (о профессиях),
«Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», «Давайте
познакомимся», «У кого какой дом», «Что у нас дома».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения Мишки»,
«Путешествие, или мы отдыхаем», «Создание семейного уголка».
Рисование: «Мой дом», «Кошкин дом», «Чашки для кукол», «Украсим
блюдечко».
Конструирование: «Построй дом, который тебе нравится».
Лепка: «Ладушки, ладушки, испечем оладушки», «Бусы и колечки».
Аппликация: «Домик для собачки», «Цветы в вазе», «Строим дом»
(коллективная работа)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о родном городе; беседы о труде взрослых в родном

2-я неделя

Город. Село.

3-я неделя

Труд взрослых в родном
городе

4-я неделя

Транспорт родного города

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Районы моего
поселка/города
Улицы родного
поселка/города

2-я неделя

3-я неделя

Моя улица

4-я неделя

Новогодний праздник

ДАТА
1-я неделя
2-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Русский национальный
костюм
Русская матрешка

познакомить
детей
с
достопримечательностями родного города.
Рассказать детям о городе, селе, чем они
отличаются; об особенностях городского и
сельского труда.
Познакомить
детей
с
названиями
профессий и содержанием труда взрослых
жителей родного города: учитель, врач,
кондитер,
строитель,
милиционер;
формировать уважение к труду людей,
направленному на благо родного города,
формировать первичное понимание слова
«Родина».
Закрепить
названия
разных
видов
транспорта, формировать представления о
ПДД,
формировать
патриотические
чувства, представление о том, что такое
малая родина.
ДЕКАБРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Рассказать детям о районах нашего города,
чем они отличаются, почему так названы.
Познакомить детей с названиями улиц
нашего города, дать представление в честь
кого и чего они так названы.
Закрепить название улицы, что на ней
расположено, что изменилось.
Побуждать детей радоваться новогодним
праздникам, восхищаться нарядной елкой,
воспитывать желание дарить подарки
своим близким.
ЯНВАРЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Познакомить детей с женским и мужским
национальным костюмом
Воспитывать интерес к народному быту и
изделиям
декоративно-прикладного
искусства, фольклору России, познакомить

городе, составление рассказов о труде родителей; беседы о городском
транспорте.
Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родного
города; рассматривание картинок с изображением транспорта, загадки
про транспорт; рассматривание картинок с изображением людей
разных профессий.
Пословицы, поговорки, стихи о Родине, загадки о профессиях.
Развивающие и подвижные игры: «Кто где живет», «Кому что нужно
для работы», «Машины на нашей улице», «Светофор», «Цветные
автомобили», «На чем едем, летим, плывем».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы едем, едем, едем…», «Автобус».
Рисование: «Кем я хочу стать», «Самолет», Корабль».
Конструирование: «Построй гараж»

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы о родном городе, о празднично украшенных улицах, о
выдающихся людях нашего города, в честь которых названы улицы.
Рассматривание альбомов, фотографий, открыток.
Утренник для детей и родителей «Новый год у ворот».
Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек,
подарков для родных. Разучивание стихов, песен, танцев.
Рисование: «Улица, на которой я живу», «Транспорт на моей улице»,
«Зимнее дерево».
Аппликация: «Новогодняя открытка», «Гирлянда», «Снеговик»,
«Дома»
Развивающие и подвижные игры: «Машины на нашей улице», «Два
мороза».
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, рассматривание иллюстраций национальных костюмов,
рассматривание матрешки и дымковских игрушек.
Загадки про дымковские игрушки, матрешку, разучивание
стихотворений.
Рисование: «Матрешка», «Сарафан», «Козлик» (раскрашивание

3-я неделя

Дымковские игрушки

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Наша Родина – Россия

2-я неделя

Наша армия родная

3-я неделя

День Защитника Отечества

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Праздник 8 Марта

детей с русской матрешкой, формировать
представление о матрешке как о самом
знаменитом русском сувенире.
Закрепить интерес к народному быту и
изделиям
декоративно-прикладного
искусства, фольклору России, познакомить
детей с дымковской игрушкой, побуждать
детей восхищаться красками, красотой
дымковских игрушек, развивать чувства
национальной гордости при изучении
народных промыслов.

ФЕВРАЛЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Воспитывать в детях любовь к своей
Родине – России, вызвать чувство
восхищения
красотой
ее
природы,
талантом русского народа; закрепить
название «Россия».
Познакомить детей с разными родами
войск (пехота, морские, воздушные,
танковые войска), боевой техникой;
воспитывать детей в духе патриотизма,
любви к Родине.
Формировать
чувство
уважения
к
защитникам
Родины,
развивать
патриотические чувства.
МАРТ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Формировать в сознании детей образ мамы
как самого дорогого человека. Побуждать

трафаретов)

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, рассматривание иллюстраций с разными климатическими
зонами России, рассматривание картин «Защитники Отечества».
Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине,
чтение
художественной
литературы
о
подвиге
наших
соотечественников.
Развивающие и подвижные игры: «Наша планета – Земля», «Кто такие
военные», «Найди картинку», «Самолеты»

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседа о Международном Женском Дне, рассматривание
иллюстраций, картинок.

2-я неделя

Семья и Дом.

3-я неделя

Магазины

4-я неделя

Я узнаю себя

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
Государственные символы
России - флаг

2-я неделя

День Космонавтики

3-я неделя

Государственные символы
России - герб

4-я неделя

Государственные символы
России - гимн

детей восхищаться красотой, добротой
матери, ценить ежедневную заботу мамы о
своей семье.
Предложить детям рассказать, как они
ходят в магазин с мамой.
Познакомить детей с магазинами нашего
города; с трудом работников магазина
(продавцов, кассиров); воспитывать в детях
чувство уважения к людям.
Развивать представления о внешнем
облике; знакомить с частями тела (руки,
ноги, голова, шея, туловище); частями лица
(глаза, нос, рот, щеки, уши, лоб); рассказать
о правилах гигиены и ухода за
собственным телом и лицом.
АПРЕЛЬ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Закрепить и обобщить знания детей о
государственном символе России – флаге,
познакомить с цветами государственного
флага РФ, их символическим значением,
формировать уважительное отношение к
флагу РФ, формировать умение называть
«Флаг
России»,
знать
назначение
государственного флага.
Дать детям представление о космосе,
рассказать о первом человеке, полетевшем
в космос.
Закрепить и обобщить знания детей о
государственном символе России – гербе,
сформировать уважительное отношение к
гербу
РФ,
познакомить
детей
с
символическим значением герба РФ,
показать тесную связь современной
государственной символики с фольклором
и народным декоративно-прикладным
искусством.
Познакомить детей с государственным
гимном,
воспитывать
уважительное

Чтение стихотворений о маме, разучивание песен, утренник для мам и
бабушек.
Чтение стихотворений и загадки о частях тела.
Развивающие и подвижные игры: «Овощи», «Фрукты», «Чего не
хватает».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья».
Аппликация: «Открытка для мамы», «Букет цветов».
Рисование: «Это я», «Моя семья».
Лепка: «Овощи», «Фрукты», «Матрешки»

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, рассматривание иллюстраций государственного флага РФ,
беседа на тему: «На каких зданиях можно увидеть флаг России»;
рассматривание картин о космосе; рассматривание ракеты, беседы и
чтение стихотворений о Ю. Гагарине; рассматривание изображения
государственного герба РФ, рассматривание герба на монетах, на
документах; прослушивание государственного гимна РФ.
Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб»
Аппликация: «Флаг России», «Ракета»
Рисование: «Солнышко» (коллективная работа)

ДАТА
1-я неделя

ТЕМА НЕДЕЛИ
День Победы

2-я неделя

Памятники защитникам
Родины в нашем поселке
/городе
Итоговая диагностика
уровня знаний детей по
программе

3-я, 4-я недели

отношение к гимну, как к официальному
музыкальному
символу;
формировать
представления о правилах поведения при
прослушивании государственного гимна
РФ, объяснить в каких случаях исполняется
государственный гимн РФ.
МАЙ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Рассказать детям о войне, о победе
русского
народа
над
фашистами.
Формировать чувство гордости за свой
народ, свою Родину.
Рассказать детям о мемориалах нашего
города.

РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия, беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий и картин о
войне; чтение стихотворений и рассказов о Дне Победы;
рассматривание фотографий памятников в нашем городе.
Экскурсия детей с родителями к Вечному Огню, возложение цветов.
Рисование: «Салют в нашем городе»

Обследование детей на определение
итоговых знаний по программе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников /старшая группа/.
2. Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
3. «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга
первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга
четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».
4. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
5. Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/
8. Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
9. В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
10. Степанов «Стихи о России».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».