01.01.2017
МИНИ -МУЗЕИ в НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ
Музей – это смесь искусства и истории,
филологии и басни, документа и романа,
которая посылает нам через многие
годы луч света и доносит уникальные
по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Дошкольный возраст -
сложный и драматический период жизни . Маленький человек начинает открывать для
себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого,
близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у
ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются
стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися
правилами и нормами поведения в семье. Далее этот интерес возрастает и крепнет.
Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы ( «Как появилась
жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?»), бесстрашно
отправляется в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.
Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес, озадачивая маленького философа вечными вопросами: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на
планете Земля разные?» и т.п.
На практике эта
удачная встреча происходит отнюдь не часто. Обычно крайне мало внимания
уделяется постановке и разъяснению подобных проблем.. Известно, что о сложном
говорить простым, доступным, ясным языком трудно. А в результате зародившийся
огонек любопытства гаснет, и неизвестно, разгорится ли он вновь. Кстати,
задача наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные
вопросы (это невозможно), а в том, чтобы совместно с ребенком искать пути их
решения или просто поставить их, чтобы решать потом всю жизнь. Порой важнее
поставить вопрос, чем дать на него ответ, подчас весьма субъективный или
поверхностный. И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная
педагогика со своими методами, средствами, программами. Но, чтобы
воспользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам. Обратимся к словам выдающегося психолога и педагога Джона Дьюи: «Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами и материалами, и рекомендации выдающихся швейцарских ученых - психолога
Жана Пиаже «Понятие вырабатывается у ребенка только в результате
самостоятельного действия с предметом» и педагога Иоганна Генриха Песталоцци «В
процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности
дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы
максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с
обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач
воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и
первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как
особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться
в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне,
Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране термин «музейная педагогика» начал
употребляться только в 70-ые гг. 20 века. Музейная педагогика – это молодая
отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как
музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки,
изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев,
методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие
музеев с образовательными учреждениями.
Изначально музейная педагогика подразумевала,
прежде всего сотрудничество детских садов и городских музеев.
В настоящее время в дошкольной
музейной педагогике можно выделить два крупных направления:
1. сотрудничество детского сада с музеями
2. создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Музейная педагогика помогает
решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована
для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного
образования.
Многие из нас с детства помнят строки
С. Михалкова: « В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.- Я поведу
тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в
воскресный день пойти в музей? Просто потому ,что в ближайших окрестностях его
нет. Или
многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие
учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также , многим
папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Трудно
себе представить человека, который никогда не был в музее. Отсюда и
актуальность создание мини – музеев в нашем доу. Но Что же такое музей?
Музей – это кладовая истории,
где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры,
осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и
искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности
личности.
Что такое музей, это понятно.
Но что такое мини-музей?
». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они
предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Также ,
мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются
к настоящим музеям. Кроме
того мини-музей способствует и реализации интегрированного подхода в обучении и
создании системы детской деятельности
В настоящее время о создании и использовании мини – музеев в ДОУ можно
говорить как об отдельном направлении дошкольной музейной педагогике.
Вот и у нас в мае 2010 года на
педагогическом Совете был поднят вопрос
о создании и организации мини-музеев в группах нашего детского сада, как
особой формы работы с детьми и родителями. Мы считаем, что это направление
играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении
к историческому, культурному природному наследию, способствует воспитанию
толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию ребенка.
В сентябре 2009 года
методический Совет ДОУ разработал положение о мини – музеях дошкольных групп,
которое было утверждено на педагогическом совете, протокол №2 от 10.10.2009
года.
для правильного функционирования мини – музеев в доу мы выделили цели и задачи
Цели и задачи мини-музея:
1.Реализация
направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение
предметно-развивающей среды ДОУ.
3.Обогащение
воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4.Формирование у
дошкольников представлений о музее.
5.Расширение
кругозора дошкольников.
6.Развитие
познавательных способностей и познавательной деятельности.
7.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9.Развитие творческого и логического мышления и воображения.
10.Формирование активной
жизненной позиции
Всю работу по созданию мини-музеев можно
разделить на три этапа:
1.Подготовительный
этап
2Этап реализации
проекта
3 Обобщающий этап
Рассмотрим поподробнее каждый этап создания
мини-музея.
Подготовительный этап предполагает определенную схему построения проекта.
1. В начале работы необходимо определить тему мини-музея, например, «Музей тряпичных кукол», «Музей природы», «Музей оригами» «Музей динозавров», Музей курочки рябы. Музей народно – прикладного исскуства.
2. Разработать модель или схему будущего музея. это
значит, что педагогам надо включить свою фантазию и, конечно, необходимо
привлечь родителей и детей.
3. Выбрать
место, в котором он будет находиться (групповое помещение, раздевалка, холлы,
помещения для дополнительных занятий)
4. Определить
содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете
использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие
экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и
т.д.
5. Рассмотреть
варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе
родители являются основными источниками организации музея; на втором –
принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе
с педагогом, проводят беседы с детьми и т.д.
6. были разработаны критерии конкурса
на лучший мини-музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты
проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и
обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и
т.п.Ведущей формой работы музея является
экскурсия. Экскурсии могут бытьОбзорные
экскурсии. Они, как правило,
предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.Тематические экскурсии предполагают
знакомство дошкольников с определенной темой.
Научно-просветительские экскурсии
направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.Следующий этап - этап реализации
проекта.
При организации мини-музея следует помнить,
что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать
специфику возраста детей определенной группы. Например в подготовительной
группе воспитателем Сошниной О.В. был создан музей динозавров. А младшей группе
мини – музей «Курочки рябы»
Следующим нашим шагом будет создание
экспозиции. Центром экспозиции может стать изображение или картина особым
образом оформленная надпись с его названием. Вокруг композиционного центра на
подставках и полочках можно расставить разнообразные и другие экспонаты. По ходу работы мини-музея
экспозиция будет пополняться и расширяться. Это дает нам возможность
познакомить детей с историей возникновения того или иного предмета
Итак, музей мы создали, теперь необходимо
подвести итоги:
Что было сделано? Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка)
Что нового узнали?Что хотели бы еще узнать?С кем можем поделиться полученными знаниями?В процессе создания мини-музеев учитывались следующие
принципы: интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание
образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач
отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по
воспитанию у детей патриотических чувств;деятельности и
интерактивности - мини-музеи должны
предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской
деятельности (использовать экспонаты в сюжет-но-ролевых играх, создавать
поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.); природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом
психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать
условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка; научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать
тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной
темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;гуманизации и партнерства - мини-музеи должны
предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его
инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в
системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";культуросообразности
- мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре,
общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной
культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном
пространстве;динамичности и вариативности - экспозиции
мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных
особенностей детей группы; разнообразия - наполнение мини-музеев
экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое,
природное и культурное разнообразие окружающего мира;
регионального компонента - мини-музеи
должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с
культурным наследием региона, а также культурой других народов, что
способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2018
Дата обновления: 20.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017